Экспертиза для РСА
(495) 514-62-10
Ежедневно
с 10:00 до 18:00
пн-сб 9:00 - 18:00
вс      10:00 - 18:00
Главная > Авто > Экспертиза для РСА > Экспертиза для РСА

Экспертиза для РСА

Особенности проведения независимой автоэкспертизы для получения выплаты в РСА

 

 

Проведение независимой экспертизы для оценки ущерба Российским Союзом Автостраховщиков (РСА) имеет целый ряд особенностей. Далее мы приведем основные рекомендации по осмотру поврежденных транспортных средств.

  1. Главными задачами при проведении осмотра автомобиля являются следующие:
    • Проверить соответствие идентификационных данных транспортного средства правоустанавливающим документам.
    • Определить и документально засвидетельствовать наличие, степень и характер повреждений, нанесенных при аварии.
    • Установить принадлежность повреждений автомобиля к страховому случаю.
    • Выявить, какие конкретно виды ремонтных работ будет необходимо провести.
    • При необходимости – определить состояние износа ТС или оставшихся от него частей.
  2. При первичном осмотре транспортного средства используется органолептический метод. Он подразумевает выявление видимых внешне повреждений автомобиля, без осуществления различного рода демонтажных работ.

    При необходимости специалист, проводящий осмотр, может использовать инструменты для контроля или диагностики в соответствии с нормами РД 37.009.024 «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов легковых автомобилей предприятиями автотехобслуживания», РТМ 37.001.050 «Контроль геометрии шасси легковых автомобилей на станциях технического обслуживания» и прочей официально используемой в данной сфере документацией.

  3. С целью максимальной объективности в процессе осмотра производится фотосъемка. Снимки должны демонстрировать как сами повреждения, так и идентификационные данные автомобиля. Возможна обзорная и детальная съемки.
  4. Осматривать транспортное средство следует в светлое время суток, либо при полноценном искусственном освещении помещения. В случае если нет возможности производить осмотр при достаточном освещении, он переносится на другое время или в другое место.
  5. Предоставлять автомобиль для осмотра необходимо предварительно его помыв. Грязь и разводы на кузове могут помешать проведению экспертизы и сказаться на объективности конечных данных.
  6. Прежде чем приступать к осмотру ТС, эксперт в праве идентифицировать личности участника или участников осмотра, попросив предъявить их паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Отсутствие надлежаще оформленных документов или истечение срока действия доверенности могут послужить причиной отказа от проведения осмотра.
  7. В обязанности автоэксперта входит информирование участников об их правах и обязанностях, о порядке проведения осмотра. В процессе осуществления процедуры эксперт должен комментировать свои действия присутствующим. Кроме того, он должен информировать участников процедуры о типах повреждений, предполагаемом ремонте автомобилей и пр. Отдельно стоит отметить, что в обязанности эксперта не входит озвучивание расчетных формул, коэффициентов и других данных.
  8. Акт осмотра является официальным документом и составляется разборчивым почерком от руки либо печатается на техническом оборудовании. В последнем случае могут быть использованы специальные расчетные комплексы, рекомендованные РСА или другими уполномоченными на то органами.
  9. В обязанности эксперта входит идентификация осматриваемого транспортного средства. Идентификация подразумевает сравнение наличествующих данных с данными, указанными в паспорте ТС (свидетельстве о регистрации). Вся информация об идентификации, в том числе тип окраски и другие данные, заносится в Акт осмотра. Если автоэкспертом были выявлены какие-либо несоответствия данных информации, указанной в документах, он должен зафиксировать несовпадения. При этом прекращение осмотра производиться не должно.
  10. Необходимо обеспечить доступ эксперта-техника ко всем частям ТС: салона, моторному отсеку и багажному отделению.
  11. По завершении визуального осмотра автомобиля фиксируются данные о комплектации автомобиля. В частности, важным является, присутствуют ли дополнительные опции в комплектации транспортного средства, являющиеся отступлением от стандартной комплектации.
  12. Данные счётчика пройденного пути фиксируются экспертом в пункте «Пробег» Акта осмотра. При этом необходимо не забыть указать единицы измерения – мили или километры. При невозможности установления данных о пройденном пути (неисправности электронного или механического одометра), необходимо внести в Акт осмотра соответствующую отметку. Если в сервисной книжке транспортного средства имеются данные о последних показаниях одометра, возможно их внесение в Акт.
  13. Одной из основных задач эксперта является осмотр повреждений транспортного средства и выявление, насколько они соотносятся с данным ДТП. Необходимо определить границы зоны повреждений, полученных автомобилем при аварии. В случае если сделать это эксперт не в состоянии, необходимо провести автотехническую или транспортно-трасологическую экспертизу. Повреждения, не относящиеся к данному ДТП, должны быть зафиксированы соответствующим образом в Акте. К таким повреждениям могут относиться, к примеру, трещины и царапины, находящиеся вне зоны локализации, не соотносящиеся по направлению, глубине или механизму с ДПТ, следы восстановительного ремонта или явные эксплуатационные дефекты. Фиксация данных о таких дефектах важна, так как их размер и количество могут повлиять на дальнейшую сумму выплат по устранению последствий ДТП. Эксперту необходимо указать не только сами повреждения, но их размер, направление, местоположение, класс и пр.

    В задачи эксперта также входит выяснение факта восстановительных работ, их характера и качества. Основываясь на данных о зафиксированных им повреждениях, которые не относятся к данному страховому случаю, дефектам в эксплуатации и производившемся ремонте, эксперт должен откорректировать компенсацию, которую впоследствии получит автовладелец на восстановительный ремонт своего транспортного средства.

  14. Описание повреждений эксперту следует осуществлять на основе данных положений:

    14.1. При наименовании детали сначала следует указывать вид детали (например, бампер), затем её подвид, после чего указывается расположение детали относительно передней или задней части автомобиля, его левой и правой сторон. В случае если у эксперта имеется особая система нумерации деталей, основанная на печатном издании или программном продукте, он может нумеровать детали, не забыв при этом указать источник системы. Точное наименование той или иной детали можно найти в каталогах запчастей, поставляемых производителями. В расчётных программных продуктах и комплексах, рекомендованных РСА, также присутствуют графические изображения деталей.

    14.2. Эксперту необходимо зафиксировать полные данные по каждому повреждению. Под полными данными подразумевается место расположения повреждения, его вид, объём и характер. При описании дефектов рекомендуется использовать стандартные определения.

    Степень повреждений определяется их глубиной, длиной и шириной. Возможно определение через отношение площади поврежденной части к суммарной площади детали автомобиля – в долях или процентах. Для каждой детали необходимо также определить объём предполагаемых ремонтных работ.

    14.3. Существует несколько категорий для определения достаточного набора ремонтных операций для автомобиля. Так, данный набор зависит от характера и степени повреждения отдельных деталей, особенностей отдельных элементов конструкции – узлов, агрегатов, деталей и пр. Стоит учитывать также выполнение вспомогательных сопутствующих работ – таких как разборка, подгонка, регулировка, защита от коррозии и пр.

    14.4. Определяя необходимый объём предполагаемых ремонтных работ, стоит принять во внимание, что существует целый ряд случаев, когда осуществление дополнительных и вспомогательных работ не только обеспечивает устранение наличествующих дефектов, но и значительно уменьшает трудозатраты.

    14.5. Решение о полной замене детали или агрегата обосновано только в том случае, если технически невозможно или экономически нецелесообразно произвести ремонт. Данное решение должно приниматься в соответствии с требованиями нормативных документов РФ и технической документации, разработанной заводом изготовителем транспортного средства, устанавливающих нормативы технического состояния, безопасной эксплуатации и правил сервиса.

    14.6. Прежде чем принимать решение о замене таких важных агрегатов, как двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, гидроусилитель руля, топливный насос высокого давления и пр. – необходимо произвести дефектовку этих деталей с разборкой. Это также касается узлов специализированного транспорта, размещенных на шасси базового автомобиля.

    14.7. В РД 37.009.024 указываются требования, по которым кузов не принимается в ремонт. Опираясь на эти требования, эксперту необходимо принимать решение о замене кузова легкового автомобиля или кабины грузовика.

    14.8. Если в процессе ремонта необходимо будет заменить части, имеющие отличные от транспортного средства нормативы износа (АКБ, шины и пр.), или нехарактерные для автомобиля с данными характеристиками повреждения, эксперт обязан зафиксировать их состояние. Если сделать это невозможно, фиксируются состояние, необходимость и категория окраски.

  15. При определении технического состояния автомобиля органолептическим методом далеко не всегда представляется возможным определить причины некоторых дефектов внутренних деталей автомобиля. Речь идет, в первую очередь, о трансмиссии, силовом агрегате, о некоторых деталях кабины и кузова. Всю имеющуюся у него информацию о возможных наличествующих скрытых повреждениях эксперт обязан внести в Акт осмотра. Учитывать данные повреждения при подсчёте суммы ремонта автомобиля не следует до тех пор, пока они не подтвердятся при непосредственном разборе узла или агрегата и его осмотре специалистом.
  16. По завершении внешнего осмотра автомобиля и внесения соответствующих записей в Акт, необходимо запустить двигатель автомобиля, если это представляется возможным. Проверке также подлежит работоспособность других узлов, контрольных приборов и систем автомобиля. Цель запуска двигателя – проверить наличие посторонних шумов, дымления и стуков. При проведении экспертизы специального транспортного средства или автобуса, необходимо проверить работоспособность дополнительного оборудования, систем и узлов, установленных на данном ТС. К ним относятся, к примеру, подъёмный механизм кузова у самосвала, дверной электропривод у автобуса и пр. Осуществлять проверку необходимо при непосредственном контроле владельца транспортного средства и с его помощью. Если это необходимо, эксперт может проверить транспортное средство в движении. Здесь также целью является проверка на наличие посторонних шумов и других явных неисправностей.
  17. В случае необходимости проведения работ по покраске эксперту следует исходить из возможности одного из вариантов покраски, разделяющихся по типу и масштабу:
    • наружная (включает в себя наружную окраску с торцами деталей);
    • частичная (если существует возможность и целесообразность такой окраски);
    • полная.

    Если имеют место несущественные повреждения ЛКП торцов деталей, возможно произвести только покраску торцов. Если по итогам экспертизы выяснится, что необходимо производить окраску более 50% кузова, эксперт имеет право назначить общую наружную покраску кузова.

    В разделе «Определение величины дополнительного снижения компенсации за проведение восстановительного ремонта ТС при наличии аварийных повреждений, не относящихся к рассматриваемому ДТП, следов восстановительного ремонта и дефектов эксплуатации» говорится, что если эксперт выявит, что на момент аварии машине уже требовалась покраска, он имеет право не назначать покраску или снизить материальную компенсацию за эту услугу.

  18. В заключительном разделе Акта осмотра указываются данные, полученные при проведении работ по устранению существенных перекосов кузова, регулировочных, диагностических или измерительных работах. Отражению подлежат также следующие данные:
    • Возможные последствия повреждений, определить которые можно визуально. При этом причины не указываются. К такого рода повреждениям относят, к примеру, течь масла в моторном отсеке, отказ работы двигателя, след от удара на корпусе коробки передач, неисправность осветительных приборов и пр. Эксперту необходимо указать, в каком из узлов автомобиля (к примеру, в сцеплении, бортовом компьютере или двигателе) была выявлена неисправность, дать пометку «дефектовка».
    • Если в процессе экспертизы оценщик пришёл к выводу, что наличествует ряд повреждений, обнаружить которые удастся только при разборке транспортного средства при ремонте, необходимо указать это следующими словами: «Возможны скрытые повреждения в зоне удара…». При этом обязательно указываются предполагаемые детали (узлы).
  19. По завершении осмотра транспортного средства эксперту необходимо сделать вывод об обнаруженных им несоответствиях. Вывод об их учёте важно сделать при осуществлении расчета стоимости ремонта автомобиля или выплате от страховой компании.
    • Несоответствие дефектов автомобиля характеру и обстоятельствам аварии, присутствие расхождений в сроках или любых других зафиксированных в документах, предоставленных эксперту, фактов. Всё это позволяет ставить вопрос о дополнительной экспертизе, проведении расследования или осуществлении транспортно-трасологической или автотехнической экспертиз.
    • Несоответствие указанным в справках ГИБДД и иных документах повреждений реальным наличествующим на транспортном средстве. Или не находящиеся в причинно-следственной связи с обстоятельствами аварии. К примеру, дефекты, расположенные в удаленности от очага основных повреждений, или повреждения с наслоениями краски, не совпадающие с окраской кузова другого участника ДТП, со следами застарелой коррозии.
    • При наличии на деталях следов восстановительного ремонта, способствовавшего ухудшению их эксплуатационных характеристик, компенсации стоимости некоторых деталей, поврежденных в ДТП, могут быть существенно снижены.
  20. О конструктивной гибели транспортного средства можно говорить в том случае, когда восстановлению подлежат все номерные части ТС, по которым можно было бы после ремонта идентифицировать его. Как правило, к таким частям относят кузов и двигатель.
  21. Решение автоэксперта об экономической нецелесообразности проведения ремонтных работ должно быть специальным образом зафиксировано в Акте осмотра. Основанием для такого заключения должен быть произведенный расчет.
  22. При принятии экспертом решения о конструктивной гибели транспортного средства или в случае его предположения о нецелесообразности осуществления восстановительного ремонта, необходимо максимально полно отразить в акте характеристики и состояние агрегатов, деталей и узлов. Сделать это необходимо с целью выявления их стоимости в качестве годных остатков и предоставления этих показателей к оценке стоимости ТС до ДТП.
  23. Акт осмотра должен подписать эксперт, осуществлявший осмотр и все другие его участники. Участник осмотра имеет право зафиксировать в Акте свои замечания по его проведению или своё мнение относительно состояния транспортного средства.
  24. На бланк фототаблицы наносятся указующие стрелки и дополняющие их пояснительные надписи. Наносить комментирующие надписи необходимо на свободное от изображений поле листа. На каждом листе фототаблицы должна стоять подпись лица, проводившего осмотр, его должность, ФИО и данные Акта осмотра.
  25. При обнаружении в ходе осмотра скрытых повреждений необходимо провести дополнительный осмотр транспортного средства. По итогам вторичного осмотра также составляется акт. Оформление акта дополнительного осмотра идентично оформлению акта первичного. При этом необходимо дать ссылку на первичный акт.
 
Спецпредложения
Опрос
А вы пойдете в суд, если страховая не доплатила 15 тысяч рублей?
 
Свежие новости
Нам доверяет Лефортовский районный суд г.Москвы
Лефортовский районный суд г.Москвы в очередной раз выносит определение о назначении судебной автотехнической экспертизы в нашей организации. ...
Автоэксперт нашей компании отстоял интересы виновника ДТП против ВТБ-Страхования на 200 тысяч рублей.
Сегодня в Видновском городском суде (г.Видное Московской области) состоялось заседание, на которое в качестве эксперта был приглашен...
Новый офис в Одинцово
Первого марта 2012 года компания ООО «Независимая Экспресс Оценка», одна из ведущих московских компаний по проведению независимых...